Lorem ipsum
Class aptent taciti sociosqu ad litora
Главная » Файлы » полезная копилка » Технологии

Фрагменты уроков по приемам ПДО. Математика
14.12.2015, 23:00
  1. Фрагменты уроков по приемам создания проблемной ситуации

Прием 1 – Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения

Оразовательная система Занкова Л.Д

Учебник Аргинская «Математика»  2 класс.

Тема:  «Скобки»

Тип проблемной ситуации: с удивлением.

Тип противоречия: между двумя (или более) положениями

Тип знания: правило

Ход урока:

1 этап. Постановка проблемы.

  1. Возникновение проблемной ситуации.

Учитель предлагает выполнить вычисления: (один ученик у доски, остальные в тетрадях)

Учитель. – Из числа 8 вычесть 3. К полученной разности прибавить 4.

Учитель. – К числу 3 прибавить 4. Из числа 8 вычесть полученную сумму.

Дети. – 8-3+4=9.

              8-3+4=1.

Учитель. – Что вы замечаете?

Дети. – Выражения в левой части обоих равенств одинаковые, а их значение, разные.

  1. Осознание проблемы

Учитель. Что вас удивило?

Дети. - получились разные ответы.

Учитель.- А почему?

Учитель. – Какое действие выполняли первым в 1 выражении, какое вторым?

(Дети устанавливают, что разные ответы получились из-за порядка действий.)

  1. Формулирование проблемы.

Учитель. – Какой возникает вопрос?

Дети. – Как определить порядок действий в выражении?

 

Прием 2 – Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием

Оразовательная система Занкова Л.Д

Учебник Аргинская «Математика»  3 класс.

Тема:  «Деление с остатком»

Тип проблемной ситуации: с удивлением.

Тип противоречия: между двумя (или более) положениями

Тип знания: правило

  1. этап. Постановка проблемы.
  1. Возникновение проблемной ситуации.

Учитель. – У меня есть 9 конфет.

Помогите мне поделить их поровну для 4х ребят. Какое действие нам сейчас пригодится?

Дети. – Деление.

Учитель. – Поделите в тетрадях и скажите по сколько конфет нужно дать ребятам? (Дети выполняют самостоятельно, с послед. записью на доске.)

Дети.  9:4=?

  1. Осознание проблемы

Учитель. – сколько в классе мнений?

Дети.- можно дать 3 конфеты одному из ребят, а остальным по две.

 - Можно дать по 2 конфеты каждому, 1 оставить себе, она останется лишней.

Учитель. –Почему получились разные мнения? Чего мы не знаем?

Дети. – Не знаем, как решить выражение такого вида.

  1. Формулирование проблемы

Учитель. – Какой возникает вопрос?

Дети. – как решать выражение такого вида.

 

Прием 3:

 Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку»

Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью

Оразовательная система Занкова Л.Д

Учебник Аргинская «Математика»  1 класс.

Тема:  «Сравнение чисел. Больше, меньше»

Тип проблемной ситуации: с удивлением.

Тип противоречия: между житейским представлением учащихся и научным фактом

Тип знания: понятие

  1. этап. Постановка проблемы.
  1. Возникновение проблемной ситуации.

Шаг 1.

Учитель. – Посмотрите на пачки книг

 

 

 

 

 

Учитель. – В какой стопке книг больше? В правой или в левой? (Вопрос на ошибку)

Дети. – В левой.

Учитель. – Почему так решили?

Дети. – Левая стопка книг выше, поэтому и книг там больше. (Житейское представление)

Шаг 2.

Учитель. –Давайте проверим. Посчитайте количество книг в каждой стопке.

В 1-ой стопке 7 книг, а во 2-ой 11

Учитель. – Значит в какой стопке книг больше?

Дети. – В правой (дети испытывают удивление)

  1. Осознание проблемы

Учитель. –И так, ребята, вы сначала как думали?

Дети. – думали, что в левой пачке книг больше.

Учитель. – А как на самом деле?

Дети. – В правой больше.

Учитель. – А теперь используя цифры, запишите получившееся  неравенство.

Дети.- 9 – больше, чем 6

  1. Формулирование проблемы

Учитель. – Какой же сегодня будет тема урока?

Дети.- Сравнение чисел. Больше, меньше.

 

 

 

Прием 4 – практическое задание, не выполнимое вообще

Оразовательная система Занкова Л.Д

Учебник Аргинская «Математика»  3 класс.

Тема: «Задачи с недостающими данными» 

Тип проблемной ситуации: с затруднением.

Тип противоречия: между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя

Тип знания: факт

1 этап: Постановка проблемы.

1)возникновение проблемной ситуации

Учитель. – Ребята, у вас на партах карточка с задачей. Прочитайте и попробуйте решить.

 

На ферме живут 20 коров, а овец на 12 меньше, чем свиней. Сколько домашних животных на ферме?

 

(учащиеся испытывают затруднение. Задание вызывает недоумение, т.к. оно не выполнимо вообще.

Создалась проблемная ситуация)

2)осознание противоречия

Учитель. – Вы смогли выполнить задание?

Дети. – Нет.

Учитель. – Почему затрудняетесь?
Дети. – Мы не можем выполнить такое задание, т.к. в задаче недостаёт данных.

3) формулирование проблемы
Учитель. – Какой возникает вопрос?
Дети. – Как решаются задачи с недостающими данными.

 

Прием 5 –практическое задание с затруднением не сходное с предыдущим

Оразовательная система Занкова Л.Д

Учебник Аргинская «Математика»  3 класс.

Тема: «Умножение двузначного числа на однозначное» 

Тип проблемной ситуации: с затруднением.

Тип противоречия: между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя

Тип знания: правило

1 этап: Постановка проблемы.

1)возникновение проблемной ситуации

На доске примеры:

4*6, 20*3, 9* 8, 10* 6 , 2*7, 7*8, 9* 4, 40*2, 14*6.

Учитель. - Все ли выражения получилось решить?

Дети. – Нет.

Учитель.- В каком выражении испытали затруднение?

Дети. –14*6
2)осознание противоречия

Учитель. – Почему затрудняетесь в нахождении результата?
Дети. – Мы такие ещё не решали.
Учитель. – В чём затруднение?
Дети. – Не умеем умножать двузначное число на однозначное.

3) формулирование проблемы
Учитель. – Какой возникает вопрос?
Дети. – Как умножать двузначное число на однозначное.

 

Прием: 6 создания проблемной ситуации с затруднением, сходное с предыдущим и не выполнимое Программа:  «Математика» Петерсон, 4 класс, стр.94

Класс: 4

Тема: Площадь прямоугольного треугольника».

Тип проблемной ситуации: с затруднением.

Тип противоречия: Между необходимостью и невозможностью выполнить задание.

вообще

1 этап. Постановка проблемы.

-возникновение проблемной ситуации.

1 шаг: (на доске изображен прямоугольник, надо найти его площадь)

У: Найдите площадь прямоугольного треугольника  со сторонами 4 и 5.

Д: S=а*b, 4*5-20

(Дети выполняют известным им способом)

2шаг:

У: Давайте проверим, правильно ли вы определили площадь прямоугольного треугольника.

Я тоже вычислила площадь прямоугольного треугольника и получила такой ответ: S= 10

Совпадают ли наши ответы?

Д: нет.

-осознание проблемы.

У: Что вы хотели сделать?

Д: определить площадь прямоугольного треугольника

У: Какие знания применили?

Д: Умножили длину на ширину.S=а*b

У: получилось выполнить задание?

Д: нет, не получилось.

-формулирование проблемы.

У: Какой возникает вопрос?

Д: Как определить площадь прямоугольного треугольника.

 

Фрагменты уроков по этапам научной творческой деятельности

С побуждающим диалогом

Прием №5 (практическое задание с затруднением не сходное с предыдущим)

Оразовательная система Занкова Л.Д

3 класс
Тема:  «Умножение двузначного числа на однозначное»

Тип знаний: правило (алгоритм действия)

1 этап: Постановка проблемы.

1)возникновение проблемной ситуации

На доске примеры:

4*6, 20*3, 9* 8, 10* 6 , 2*7, 7*8, 9* 4, 40*2, 14*6.

Учитель. - Все ли выражения получилось решить?

Дети. – Нет.

Учитель.- В каком выражении испытали затруднение?

Дети. –
2)осознание противоречия

Учитель. – Почему затрудняетесь в нахождении результата?
Дети. – Мы такие ещё не решали.
Учитель. – В чём затруднение?
Дети. – Не умеем умножать двузначное число на однозначное.

3) формулирование проблемы
Учитель. – Какой возникает вопрос?
Дети. – Как умножать двузначное число на однозначное.
2этап:  поиск решения. (Дети работают в группах)  А теперь поработаем в группах. Каждая группа должна выдвинуть свою гипотезу решения.

  1. Выдвижение гипотез.

У: Какие у вас получились гипотезы?

14+14+14+14+14+14=84

 

Попрошу выйти представителя 1 группы  и доказать свой вариант решения.

 На доске.

Учитель. –В чем заключается эта гипотеза?

Дети. – 14*6 – можно представить в виде суммы

Учитель. –Все ли согласны с ней?

Дети. – Да

Попрошу выйти представителя 2 группы  и доказать свой вариант решения.

 
 

(10+4)*6=84

 

 

 

Учитель. –В чем заключается эта гипотеза?

Дети. – он основан на знании таблицы умножения.

Учитель: – Проверим данную гипотезу

Учитель: – Выпишем выражения, которые  помогли бы найти значение выражения 14*6?
Дети: – 10*6=60 и 4*6=24. 60+24=84

Учитель. –Все ли согласны с этой гипотезой?

Дети. – Да.

  1. Проверка гипотез

Учитель. – Какая из гипотез была решающей?

Дети. – Обе.

Учитель. –  Значит, мы открыли новые знания?

Дети. – Да.

Учитель. –  Действительно, оба варианта правильные, какой вариант для нас новый?

Вы можете воспользоваться как 1-ым вариантом, так и 2-ым.
Но сегодня я бы хотела, чтобы вы поработали над новым приемом.

3 этап: выражение решения

Учитель: – Поработаем в парах. Каждой паре необходимо составить алгоритм  умножения двузначного числа на однозначное. Кто может рассказать получившийся алгоритм.

Дети читают свой алгоритм. Учитель фиксирует на доске.
1. Заменяю первый множитель суммой разрядных слагаемых. (10+4)
2. Записываю новое выражение. (10+4)*6
3. Умножаю десятки на число. 10*6
4. Умножаю единицы на число. 4*6
5. Складываю произведения. 10*6+4*6
6. Нахожу результат. 60+24=84

Учитель: - Проверим получившийся  алгоритм  с алгоритмом в учебнике.

4 этап:  реализация продукта Учитель: – Сформулируйте вопросы по изученному материалу и задайте их друг другу. 

Дети. – Как называются примеру вида 14*6? (Умножение двузначного числа на однозначное)

Дети. – Что идет 1-ым шагом в алгоритме умножения двузначного числа на однозначное(Заменить первый множитель суммой разрядных слагаемых)

Дети. –Какие способы умножение двузначного числа на однозначное существуют? (можно представить в виде суммы, можно опираться на таблицу умножения).

С подводящим диалогом

Тема «Умножение двузначного числа на однозначное»

1 этап.

 На доске даны выражения : 4* 6 и 14*6.

- Ребята, чем похожи эти выражения ? (Одинаковый знак действия, одинаковый второй множитель – 6)

- Чем отличаются? (В первом выражении первый множитель однозначное число, во втором выражении – двузначное)

- Какой из этих выражений мы с вами не изучали? (Второе)

- Кто скажет, над какой темой мы будем работать? (Умножение двузначного числа на однозначное)

2 этап.

- давайте решим первое выражение.

4*6=24

- Решим второе выражение. Посмотрите на доску, там вы видите равенства 10*6=60, 4*6=24 и 60+24=84.

- Откуда появились эти равенства? (из выражения 14*6)

- Что сделали с выражением 14*6. чтобы получить эти равенства? (14 заменили суммой разрядных слагаемых – 10+4)

- Теперь давайте запишем выражение 14*6 и решим, подробно записывая каждый шаг:

(10+4) *6=10*6+4*6=60+24=84

Учитель: – Поработаем в парах. Каждой паре необходимо составить алгоритм  умножения двузначного числа на однозначное. Кто может рассказать получившийся алгоритм.

Дети читают свой алгоритм. Учитель фиксирует на доске.
1. Заменяю первый множитель суммой разрядных слагаемых. (10+4)
2. Записываю новое выражение. (10+4)*6
3. Умножаю десятки на число. 10*6
4. Умножаю единицы на число. 4*6
5. Складываю произведения. 10*6+4*6
6. Нахожу результат. 60+24=84

Учитель: - Проверим получившийся  алгоритм  с алгоритмом в учебнике.

4 этап:  реализация продукта Учитель: – Сформулируйте вопросы по изученному материалу и задайте их друг другу. 

Дети. – Как называются примеру вида 14*6? (Умножение двузначного числа на однозначное)

Дети. – Что идет 1-ым шагом в алгоритме умножения двузначного числа на однозначное(Заменить первый множитель суммой разрядных слагаемых)

Дети. –Какие способы умножение двузначного числа на однозначное существуют? (можно представить в виде суммы, можно опираться на таблицу умножения).

 

 

 

 

 

Фрагменты уроков с мотивирующим приемом

 

Мотивирующий прием: актуальность.

Оразовательная система Занкова Л.Д

Учебник :«Математика»  Аргинская, 1 класс.

Тема: «Число 3 и цифра 3».

  1. Постановка проблемы.

У: Сегодня мы начнем знакомство с новой темой, а  с какой вы догадаетесь сами, потому что с этим термином мы сталкивались на каждом шагу.

Представьте вы переходите дорогу и видите светофор.  Какие цвета мы видим на нем?

Д: Красный, желтый, зеленый.

У: Сколько их?

Д: Три

У: Верно, три. Вы  видите флаг нашей республики. Сколько цветов?

Д: Три.

У: А где еще вы встречали это число?

Д: …

У: Правильно, на каждом шагу у нас это число, и на номере дома, и на номере  автобуса, и на календарном листке и число на циферблате часов и т.д.

Как вы видите, это число прочно вошло в нашу жизнь. Это и есть тема нашего урока.

 

 

 

Мотивирующий прием: Яркое пятно.

Оразовательная система Занкова Л.Д

Учебник: Аргинская «Математика» 1 класс, стр. 59.

 (Дети знают цифры от одного до 9)

Тема: «Число нуль, цифра нуль».

  1. Постановка проблемы.

В одном большом городе жили цифры дружной семьей. Оказывается, она и не всегда дружная. Вот и сегодня цифры перессорились. Почему спор начался, никто не понимал, самый тихий из всех нуль попытался успокоить спорщиков, но его и слушать не стали.

-Ты - то зачем лезешь? крикнула единица - Не вмешивайся в спор значащих цифр.

-Ты зачем нас задираешь – урезвонил ее  нуль, - я нужен не меньше, чем ты. Да если хочешь знать, все вы название из-за меня получили.

-Это как же?

-А так вот. Придумали меня индейцы и назвали суниа. А это значит – пустое. Арабы переняли у индейцев запись и перевели название на свой язык. Вот и назвали меня ас-сифр.

Постепенно первая частица отпала. Так что цифрой сперва называли нуль. Это уж потом всех нас стали называть цифрани.

-Может быть и так – отрезала Единица, - а только все равно ты ничего не значишь.

-Почему же ничего не значу? - обиделась нуль.

-Очень даже значу.

У: И вот сегодня мы познакомились с цифрой 0 и разрешим спор между цифрами.

Категория: Технологии | Добавил: Marta | Теги: ПДО
Просмотров: 622 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar