Главная » Файлы » полезная копилка » Технологии |
14.12.2015, 23:00 | |||||||
Прием 1 – Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения Оразовательная система Занкова Л.Д Учебник Аргинская «Математика» 2 класс. Тема: «Скобки» Тип проблемной ситуации: с удивлением. Тип противоречия: между двумя (или более) положениями Тип знания: правило Ход урока: 1 этап. Постановка проблемы.
Учитель предлагает выполнить вычисления: (один ученик у доски, остальные в тетрадях) Учитель. – Из числа 8 вычесть 3. К полученной разности прибавить 4. Учитель. – К числу 3 прибавить 4. Из числа 8 вычесть полученную сумму. Дети. – 8-3+4=9. 8-3+4=1. Учитель. – Что вы замечаете? Дети. – Выражения в левой части обоих равенств одинаковые, а их значение, разные.
Учитель. Что вас удивило? Дети. - получились разные ответы. Учитель.- А почему? Учитель. – Какое действие выполняли первым в 1 выражении, какое вторым? (Дети устанавливают, что разные ответы получились из-за порядка действий.)
Учитель. – Какой возникает вопрос? Дети. – Как определить порядок действий в выражении?
Прием 2 – Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием Оразовательная система Занкова Л.Д Учебник Аргинская «Математика» 3 класс. Тема: «Деление с остатком» Тип проблемной ситуации: с удивлением. Тип противоречия: между двумя (или более) положениями Тип знания: правило
Учитель. – У меня есть 9 конфет. Помогите мне поделить их поровну для 4х ребят. Какое действие нам сейчас пригодится? Дети. – Деление. Учитель. – Поделите в тетрадях и скажите по сколько конфет нужно дать ребятам? (Дети выполняют самостоятельно, с послед. записью на доске.) Дети. 9:4=?
Учитель. – сколько в классе мнений? Дети.- можно дать 3 конфеты одному из ребят, а остальным по две. - Можно дать по 2 конфеты каждому, 1 оставить себе, она останется лишней. Учитель. –Почему получились разные мнения? Чего мы не знаем? Дети. – Не знаем, как решить выражение такого вида.
Учитель. – Какой возникает вопрос? Дети. – как решать выражение такого вида.
Прием 3: Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку» Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью Оразовательная система Занкова Л.Д Учебник Аргинская «Математика» 1 класс. Тема: «Сравнение чисел. Больше, меньше» Тип проблемной ситуации: с удивлением. Тип противоречия: между житейским представлением учащихся и научным фактом Тип знания: понятие
Шаг 1. Учитель. – Посмотрите на пачки книг
Учитель. – В какой стопке книг больше? В правой или в левой? (Вопрос на ошибку) Дети. – В левой. Учитель. – Почему так решили? Дети. – Левая стопка книг выше, поэтому и книг там больше. (Житейское представление) Шаг 2. Учитель. –Давайте проверим. Посчитайте количество книг в каждой стопке. В 1-ой стопке 7 книг, а во 2-ой 11 Учитель. – Значит в какой стопке книг больше? Дети. – В правой (дети испытывают удивление)
Учитель. –И так, ребята, вы сначала как думали? Дети. – думали, что в левой пачке книг больше. Учитель. – А как на самом деле? Дети. – В правой больше. Учитель. – А теперь используя цифры, запишите получившееся неравенство. Дети.- 9 – больше, чем 6
Учитель. – Какой же сегодня будет тема урока? Дети.- Сравнение чисел. Больше, меньше.
Прием 4 – практическое задание, не выполнимое вообще Оразовательная система Занкова Л.Д Учебник Аргинская «Математика» 3 класс. Тема: «Задачи с недостающими данными» Тип проблемной ситуации: с затруднением. Тип противоречия: между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя Тип знания: факт 1 этап: Постановка проблемы. 1)возникновение проблемной ситуации Учитель. – Ребята, у вас на партах карточка с задачей. Прочитайте и попробуйте решить.
На ферме живут 20 коров, а овец на 12 меньше, чем свиней. Сколько домашних животных на ферме?
(учащиеся испытывают затруднение. Задание вызывает недоумение, т.к. оно не выполнимо вообще. Создалась проблемная ситуация) 2)осознание противоречия Учитель. – Вы смогли выполнить задание? Дети. – Нет. Учитель. – Почему затрудняетесь? 3) формулирование проблемы
Прием 5 –практическое задание с затруднением не сходное с предыдущим Оразовательная система Занкова Л.Д Учебник Аргинская «Математика» 3 класс. Тема: «Умножение двузначного числа на однозначное» Тип проблемной ситуации: с затруднением. Тип противоречия: между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя Тип знания: правило 1 этап: Постановка проблемы. 1)возникновение проблемной ситуации На доске примеры: 4*6, 20*3, 9* 8, 10* 6 , 2*7, 7*8, 9* 4, 40*2, 14*6. Учитель. - Все ли выражения получилось решить? Дети. – Нет. Учитель.- В каком выражении испытали затруднение? Дети. –14*6 Учитель. – Почему затрудняетесь в нахождении результата? 3) формулирование проблемы
Прием: 6 создания проблемной ситуации с затруднением, сходное с предыдущим и не выполнимое Программа: «Математика» Петерсон, 4 класс, стр.94 Класс: 4 Тема: Площадь прямоугольного треугольника». Тип проблемной ситуации: с затруднением. Тип противоречия: Между необходимостью и невозможностью выполнить задание. вообще 1 этап. Постановка проблемы. -возникновение проблемной ситуации. 1 шаг: (на доске изображен прямоугольник, надо найти его площадь) У: Найдите площадь прямоугольного треугольника со сторонами 4 и 5. Д: S=а*b, 4*5-20 (Дети выполняют известным им способом) 2шаг: У: Давайте проверим, правильно ли вы определили площадь прямоугольного треугольника. Я тоже вычислила площадь прямоугольного треугольника и получила такой ответ: S= 10 Совпадают ли наши ответы? Д: нет. -осознание проблемы. У: Что вы хотели сделать? Д: определить площадь прямоугольного треугольника У: Какие знания применили? Д: Умножили длину на ширину.S=а*b У: получилось выполнить задание? Д: нет, не получилось. -формулирование проблемы. У: Какой возникает вопрос? Д: Как определить площадь прямоугольного треугольника.
Фрагменты уроков по этапам научной творческой деятельности С побуждающим диалогом Прием №5 (практическое задание с затруднением не сходное с предыдущим) Оразовательная система Занкова Л.Д 3 класс Тип знаний: правило (алгоритм действия) 1 этап: Постановка проблемы. 1)возникновение проблемной ситуации На доске примеры: 4*6, 20*3, 9* 8, 10* 6 , 2*7, 7*8, 9* 4, 40*2, 14*6. Учитель. - Все ли выражения получилось решить? Дети. – Нет. Учитель.- В каком выражении испытали затруднение? Дети. – Учитель. – Почему затрудняетесь в нахождении результата? 3) формулирование проблемы
У: Какие у вас получились гипотезы?
Попрошу выйти представителя 1 группы и доказать свой вариант решения. На доске. Учитель. –В чем заключается эта гипотеза? Дети. – 14*6 – можно представить в виде суммы Учитель. –Все ли согласны с ней? Дети. – Да Попрошу выйти представителя 2 группы и доказать свой вариант решения.
Учитель. –В чем заключается эта гипотеза? Дети. – он основан на знании таблицы умножения. Учитель: – Проверим данную гипотезу Учитель: – Выпишем выражения, которые помогли бы найти значение выражения 14*6? Учитель. –Все ли согласны с этой гипотезой? Дети. – Да.
Учитель. – Какая из гипотез была решающей? Дети. – Обе. Учитель. – Значит, мы открыли новые знания? Дети. – Да. Учитель. – Действительно, оба варианта правильные, какой вариант для нас новый? Вы можете воспользоваться как 1-ым вариантом, так и 2-ым. 3 этап: выражение решения Учитель: – Поработаем в парах. Каждой паре необходимо составить алгоритм умножения двузначного числа на однозначное. Кто может рассказать получившийся алгоритм. Дети читают свой алгоритм. Учитель фиксирует на доске. Учитель: - Проверим получившийся алгоритм с алгоритмом в учебнике. 4 этап: реализация продукта Учитель: – Сформулируйте вопросы по изученному материалу и задайте их друг другу. Дети. – Как называются примеру вида 14*6? (Умножение двузначного числа на однозначное) Дети. – Что идет 1-ым шагом в алгоритме умножения двузначного числа на однозначное(Заменить первый множитель суммой разрядных слагаемых) Дети. –Какие способы умножение двузначного числа на однозначное существуют? (можно представить в виде суммы, можно опираться на таблицу умножения). С подводящим диалогом Тема «Умножение двузначного числа на однозначное» 1 этап. На доске даны выражения : 4* 6 и 14*6. - Ребята, чем похожи эти выражения ? (Одинаковый знак действия, одинаковый второй множитель – 6) - Чем отличаются? (В первом выражении первый множитель однозначное число, во втором выражении – двузначное) - Какой из этих выражений мы с вами не изучали? (Второе) - Кто скажет, над какой темой мы будем работать? (Умножение двузначного числа на однозначное) 2 этап. - давайте решим первое выражение. 4*6=24 - Решим второе выражение. Посмотрите на доску, там вы видите равенства 10*6=60, 4*6=24 и 60+24=84. - Откуда появились эти равенства? (из выражения 14*6) - Что сделали с выражением 14*6. чтобы получить эти равенства? (14 заменили суммой разрядных слагаемых – 10+4) - Теперь давайте запишем выражение 14*6 и решим, подробно записывая каждый шаг: (10+4) *6=10*6+4*6=60+24=84 Учитель: – Поработаем в парах. Каждой паре необходимо составить алгоритм умножения двузначного числа на однозначное. Кто может рассказать получившийся алгоритм. Дети читают свой алгоритм. Учитель фиксирует на доске. Учитель: - Проверим получившийся алгоритм с алгоритмом в учебнике. 4 этап: реализация продукта Учитель: – Сформулируйте вопросы по изученному материалу и задайте их друг другу. Дети. – Как называются примеру вида 14*6? (Умножение двузначного числа на однозначное) Дети. – Что идет 1-ым шагом в алгоритме умножения двузначного числа на однозначное(Заменить первый множитель суммой разрядных слагаемых) Дети. –Какие способы умножение двузначного числа на однозначное существуют? (можно представить в виде суммы, можно опираться на таблицу умножения).
Фрагменты уроков с мотивирующим приемом
Мотивирующий прием: актуальность. Оразовательная система Занкова Л.Д Учебник :«Математика» Аргинская, 1 класс. Тема: «Число 3 и цифра 3».
У: Сегодня мы начнем знакомство с новой темой, а с какой вы догадаетесь сами, потому что с этим термином мы сталкивались на каждом шагу. Представьте вы переходите дорогу и видите светофор. Какие цвета мы видим на нем? Д: Красный, желтый, зеленый. У: Сколько их? Д: Три У: Верно, три. Вы видите флаг нашей республики. Сколько цветов? Д: Три. У: А где еще вы встречали это число? Д: … У: Правильно, на каждом шагу у нас это число, и на номере дома, и на номере автобуса, и на календарном листке и число на циферблате часов и т.д. Как вы видите, это число прочно вошло в нашу жизнь. Это и есть тема нашего урока.
Мотивирующий прием: Яркое пятно. Оразовательная система Занкова Л.Д Учебник: Аргинская «Математика» 1 класс, стр. 59. (Дети знают цифры от одного до 9) Тема: «Число нуль, цифра нуль».
В одном большом городе жили цифры дружной семьей. Оказывается, она и не всегда дружная. Вот и сегодня цифры перессорились. Почему спор начался, никто не понимал, самый тихий из всех нуль попытался успокоить спорщиков, но его и слушать не стали. -Ты - то зачем лезешь? крикнула единица - Не вмешивайся в спор значащих цифр. -Ты зачем нас задираешь – урезвонил ее нуль, - я нужен не меньше, чем ты. Да если хочешь знать, все вы название из-за меня получили. -Это как же? -А так вот. Придумали меня индейцы и назвали суниа. А это значит – пустое. Арабы переняли у индейцев запись и перевели название на свой язык. Вот и назвали меня ас-сифр. Постепенно первая частица отпала. Так что цифрой сперва называли нуль. Это уж потом всех нас стали называть цифрани. -Может быть и так – отрезала Единица, - а только все равно ты ничего не значишь. -Почему же ничего не значу? - обиделась нуль. -Очень даже значу. У: И вот сегодня мы познакомились с цифрой 0 и разрешим спор между цифрами. | |||||||
Просмотров: 622 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |